Обращение в Администрацию города

Информация об установке приборов учета

В связи с поступающими многочисленными обращениями граждан в администрацию города по вопросам выполнения требований Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» в части установки приборов УЖКХ города Таганрога отвечает на вопросы, которые чаще всего интересуют жителей.


Обязательна ли установка приборов учета энергоресурсов?

Установка прибора учета это не технология и не метод энергосбережения, это стимул к экономии энергии. При установке приборов учета потребители тепловой энергии постоянно могут наблюдать за потреблением ресурса, тем самым узнавать: сколько они потребили и на сколько могут сократить потребление тепловой энергии, чтобы платить меньше.
Учитывая требования №261-ФЗ от 23.11.2009, установка прибора учета обязательна. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.

В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов (далее - энергоресурсов): до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, жилых домов, дачных домов или садовых домов с централизованной подачей ресурсов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета энергоресурсов (воды, газа и электрической энергии).

Кто должен оплачивать установку приборов учета?

Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета.
Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома (МКД) собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?

Да, нужно. Коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании, должно быть принято по вопросам: 1) порядок финансирования работ по установке общедомовых приборов учета и 2) определение подрядной организации для монтажа и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ распределяется между всеми собственниками квартир.

Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК - донести информацию до собственников о том, что установка приборов учета необходима согласно требованиям закона об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета энергоресурсов, их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования и варианты оплаты за выполненные работы, включая стоимость самого прибора учета.

Кто выступает Заказчиком по договору на установку общедомовых приборов учета?

В соответствии с Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 №149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

Каков порядок установки узла учета тепловой энергии?

До начала работ по установке узлов учета тепловой энергии, специализированная подрядная организация проводит обследование объекта, получение технических условий у теплоснабжающей организации и разработку проектной документации на установку узла учета тепловой энергии. Специалисты, занимающиеся проектированием, проводят все необходимые расчёты, подбирают оборудование, контрольно-измерительные приборы и теплосчетчик. Разработанная проектно-сметная документация в обязательном порядке согласовуется с теплоснабжающей организацией - этого требуют существующие нормы проектирования и правила учета тепловой энергии.

Монтаж прибора учета осуществляется на основании проектной и нормативной документации. Далее производится наладка узла учета тепловой энергии, которая заключается в программировании вычислителя и проверке работоспособности системы учета, после чего проводится приемка узла учета тепла в коммерческий учет. Принимает в эксплуатацию и пломбирует узлы учета теплоснабжающая организация, выдававшая технические условия.

Для объединения нескольких узлов учета в единую диспетчерскую сеть понадобится диспетчеризация узлов учета - организация мониторинга учета и дистанционный съем информации с теплосчетчиков.

Кто имеет право устанавливать приборы учета энергоресурсов

1. Ресурсоснабжающие организации. Данные организации обязаны предоставлять собственникам жилья услугу по установке, замене и эксплуатации узлов учета. Одновременно они должны дать возможность всем желающим воспользоваться 5-летней рассрочкой по оплате за монтаж счетчиков. При этом сумма начисляемых годовых процентов за предоставленную в кредит услугу предприятием-монополистом не может превышать ставки рефинансирования, устанавливаемой Центробанком РФ.
2. Управляющие компании.
3. Другие коммерческие организации, которые, должны иметь лицензию на производство данного вида работ (в противном случае оборудование могут забраковать). Эти фирмы также могут предоставлять услугу в кредит - на договорной основе.

Какая ответственность за отказ от установки приборов учета?

Если до 1 июля 2012 г. потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация обязана с 2013г совершать действия по принудительной его установке и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке прибора учета, а также судебные издержки.

Потребитель с даты установки оплачивает равными долями в течение пяти лет расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 №149.

Увеличится ли размер оплаты за коммунальные услуги в случае отсутствия общедомовых приборов учета?

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г №354 утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми по каждому виду коммунальных услуг вводятся два платежа: за потребление внутри жилого помещения и за потребление на общедомовые нужды.

В случае отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учета, оплата за потребление на общедомовые нужды будет производиться по нормативу, дополнительно к оплате по внутриквартирному счетчику или к уже существующему нормативу на потребление коммунального ресурса. При этом, размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (по нормативу) не подлежит перерасчету даже в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении.

Правомерен ли отказ управляющей компании (правления ТСЖ или ЖСК) в принятии прибора учета в эксплуатацию, мотивируя тем, что отсутствует общедомовой прибор учета?

Отсутствие коллективного (общедомового) прибора учета на вводе в дом не может являться основанием для отказа управляющей компанией (правлением ТСЖ или ЖСК) в установке индивидуального прибора учета и осуществлению расчетов за потреблением коммунальных услуг по их показаниям.

В случае отказа в постановки на учет потребитель имеет право обратиться в судебные органы с исковым заявлением о понуждении в постановке на учет прибора учета, а также возмещения убытков в результате неправомерных действий (бездействий) управляющей компании (правления ТСЖ или ЖСК).

Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?

Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.

Предусмотрены ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?

Да, предусмотрены. Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учета (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на организацию от 500 до 600 тыс. руб.

Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям. Штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.

Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на ИП - от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.

Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов - штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юрлиц от 20 до 30 тыс. руб.

Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учета лицами, ответственными за их содержание - штраф на должностных лиц от 10 до 15 тыс. руб., на ИП от 25 до 35 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.

Кто осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учета?

Согласно «Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме», утв. постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г. и «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утв. постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006г., общее имущество должно содержаться и эксплуатироваться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в состоянии, обеспечивающем, в том числе постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учета в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учета должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учета с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учета, энергоснабжающая организация, управляющая компания).

Работы по ремонту приборов учета выполняются специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утвержденным технологическим процессом. После ремонта прибора учета необходимо провести внеочередную поверку.

 

Что входит в обслуживание общедомовых приборов учета?

К эксплуатации и обслуживанию общедомовых приборов учета относятся следующие услуги: составление отчетов о потреблении коммунальных ресурсов, предоставление отчетов ресурсоснабжающей организации; контроль работы приборов учета, для предотвращения и устранения неисправности; постановка общедомового прибора учета на коммерческий учет, регулярное проведение поверки приборов учета, организация ремонта вышедших из строя приборов учета.

Кто осуществляет и оплачивает поверку приборов учета?

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника.

Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учета заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).

Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учета. Межповерочный интервал приборов учета тепловой энергии и счетчика горячей воды, как правило, составляет 4 года, а счетчика холодной воды - 6 лет.


Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?

Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу.

Какие приборы учета энергии можно применять?

Следует устанавливать только те приборы учета, которые включены в государственный реестр средств измерений и допущенные к применению на территории РФ.

Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности - это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.

Другие статьи из этой категории

Электроснабжение
Теплоснабжение
Водоснабжение и водоотведение
Благоустройство